Автор
 в Театр и кино

Экономист по образованию, режиссёр по призванию Александр Копайгора в разное время руководил тремя крупнейшими театрами Одессы. Его последнее и любимое детище — Русский театр, где с 2002 он «един в трёх лицах»: и директор, и режиссёр, и продюсер. 16 сентября театр на Греческой, 48 открыл 141-й сезон.

 

— Чем порадуете зрителя в новом театральном сезоне?

— В рамках последнего международного фестиваля современной режиссуры «Встречи в Одессе» мы сделали 4 новых спектакля. Открыли сезон «Записки сумасшедшего» по повести Гоголя. Постановщик Игорь Неведров — ученик Любимова, артист, играет в театре Виктюка, его сценография и музыкальное оформление этого спектакля не оставят никого равнодушным. Эта повесть — одно из самых таинственных произведений русской классики, а её инсценировка, на наш взгляд, одна из лучших в новом сезоне.

После открытия сезона мы раз в неделю показываем новую премьеру. Эти спектакли поставлены по довольно известным произведениям, но, уверен, зрители будут приятно удивлены. Всё это сделала команда молодых ребят абсолютно по-новому — со своими взглядами и своими решениями. Они придумали всё, от сценографии до музыки, а изюминкой стало неожиданное режиссёрское прочтение.

Мы поставили так называемые эротические фантазии — «Sex-tet в летнюю ночь». Суть в чём: три пары наших современников оказываются в загородном дачном саду во время летней ночи под полной луной. Они ещё не знают, что в этом же саду устроили игры волшебные персонажи одной из самых знаменитых шекспировских комедий.

vsya-zhizn-teatr_kopaigora_02Ещё одна новинка — драматические сцены в стихах и прозе. Это два самых романтических творения гениальной Марины Цветаевой — драматические поэмы «Метель» и «Казанова» в неожиданном переплетении и нестандартной трактовке режиссёра Ришата Гали. Следующая премьера — Скрипач и красавица» по мотивам романа Шолом-Алейхема «Стемпеню».

Конечно же, мы покажем и проверенные временем хиты: «Вий», возобновлённый спектакль «Красное и чёрное», «Декамерон» и другие. В этом сезоне, как и в предыдущих, зрителю будет о чём подумать, чем насладиться и над чем посмеяться в Русском театре. Мы положили много сил на это.

 

— Действительно, достаточно вспомнить, в каком виде и с какими проблемами вы приняли театр в начале двухтысячных. Вам довольно быстро удалось его реанимировать. В чём секрет?

— Опыт! В первую очередь — опыт. И нестандартные подходы к решению проблем. Когда я пришёл сюда, ещё не была закончена продолжавшаяся более двух лет капитальная реконструкция здания и другие чисто материальные вещи. Помимо этого существовали и проблемы творческого характера: устаревший репертуар, отсутствие в труппе молодёжи — средний возраст актёров тогда составлял 50 лет, отсутствие художественного руководителя. Всё решалось поэтапно. Практически за два месяца мы привели здание в порядок, а через год труппу пополнила большая молодёжная команда выпускников Днепропетровского театрального колледжа, Харьковского университета искусств, Киевского национального университета театра, кино и телевидения, школы-студии при Симферопольском драматическом театре. Мы создали режиссёрскую коллегию в составе трёх режиссёров школы ГИТИС. Как не расти и не подниматься с такой серьёзной, творческой и амбициозной командой? Вскоре в репертуаре театра стали появляться новые, резонансные спектакли, а с ними росла посещаемость, всё чаще случались аншлаги.

 

— А работа директора театра — больше административная, управленческая или всё-таки творческая?

— Это смотря как сам её видишь. Если ты поведёшь себя как главный менеджер, как строитель — должность директора театра превращается в административно-хозяйственную. Но с таким подходом далеко не уедешь. Если ты хочешь, чтобы в театре происходили очень серьёзные, даже грандиозные события, то рано или поздно приходишь к творчеству. Лично я себя сегодня чувствую больше творческой единицей, если можно так сказать, что-то вроде художественного руководителя. Хотя вместе с этим приходится заниматься и земными вопросами. Абсолютно всеми: от ремонта до афиш. Естественно, у меня есть команда, есть профессионал на каждом месте, но без полного погружения по-настоящему результативной работы не получится. Когда ты хочешь результата, и не какого-нибудь, а на сто пятьдесят процентов, — именно тогда включается творчество, и ты присутствуешь на репетициях, предлагаешь решения, подбираешь актёров, снова смотришь спектакль. Если мне как зрителю не нравится то, что происходит на сцене, я смело вмешиваюсь в творческий процесс. Иногда бывают и конфликты на этой почве, но что поделаешь — это жизнь…

 

— Похоже, вы вкладываете в Русский театр даже больше сил, чем в оперный или украинский, которыми в своё время руководили…

— Так ведь последняя жена — она же самая любимая! А если серьёзно, то каждый из театров на определённом этапе занимал важнейшее и огромное место в моей жизни. Например, в оперном я работал 4 года, в украинском — почти 9 лет. Это большие сроки, каждый из которых, можно сказать, определённая веха. Конечно же, за это время и там, и там делалось много важного и интересного. Но в конечном счёте моя самая плодотворная работа как директора состоялась всё-таки в Русской драме.

Ксения НОЗДРЁВА

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: