Каждый год архитекторы и дизайнеры всего мира откладывают дела и приезжают в Милан на выставку iSaloni. Чем нынче удивил профессиональный мир Salon del Mobile Milano? Что нового возьмут на вооружение профессионалы, обустраивая жилища для тех, кто хочет и жить в комфорте, и быть в тренде? Часто ли мода совпадает со вкусами? Как не утонуть в многообразии предложений и избежать досадных ошибок? На эти и другие вопросы BZ отвечает архитектор Марьяна Бондарь, основательница Art-depot Studio.

 

Вы уже в 15-й раз на iSaloni. Чем отличалась выставка 2018 года от предыдущей? Нужно ли ездить на неё каждый год?

— Salone Internazionale Del Mobile — крупнейшая международная выставка мебели. 340 тысяч квадратных метров, около 370 тысяч посетителей из 160 стран, 1700 экспонентов — лидеры мировой индустрии мебели, последние тренды интерьерного дизайна. Кроме того, раз в 2 года в рамках iSaloni проводятся 2 выставки: Euroluce и Eurocucina. Так, в прошлом году несколько огромных павильонов были отведены под «свет», а в этом году их заняла кухонная мебель. И это принципиальная особенность Fiera di Milano. Обойти всю выставку физически невозможно! В этом году мы приехали на все дни, но не смогли охватить всё. А нужно ли ездить сюда каждый год — это решает каждый для себя. Для меня каждая выставка — как новая дверка, о которой ты знала, что она существует, но не открыла. Это новые контакты, масса впечатлений, знаний. Это большое информационное поле.

Можно ли заранее подготовиться так, чтобы успеть посмотреть как можно больше?

— Начнём с того, что мы профессионалы. Мы едем не просто смотреть — мы охватываем темы, которые в первую очередь интересуют нас по нашим проектам. И только потом позволяем себе прогуляться по павильонам любимым и интересным для дальнейшего роста и работы. И обязательно отправляемся на стенды итальянских коллег засвидетельствовать своё почтение и обсудить заказы, эксклюзивы, которые присутствуют в наших проектах.

 

Много ли у вас партнёров, с которыми сложились тесные профессиональные отношения?

— Много, конечно! Это фабрики, которые делают классическую мебель высокого уровня, но без пресловутого золота в безумных количествах и глуповатых розочек. Pozzoli, Provasi, Jumbo Collection, Francesco Molon, Roberto Giovannini, Saldo, Pacioli — c ними мы плотно работаем, знакомы с экспорт-менеджерами, а зачастую и с владельцами. Много контактов с производителями современной мебели. Есть любимые. Но это направление мы стараемся охватить как можно шире, потому что есть развивающиеся фабрики — маленькие, новенькие, которые нанимают известных дизайнеров и делают актуальные, очень интересные вещи.

— Ваши профессиональные наблюдения этого года в сравнении с 2017-м?

— iSaloni показал, что дизайнерский мир нацелен на современные тенденции. Классики становится меньше. В этом году под неё задействовано всего два павильона, даже полтора. Почему? Мир изменился, ускорился ритм жизни, трансформировались вкусы. Интерьер персонализируется. Микс разных стилей и времён лучше всего помогает выразить эмоции, подчеркнуть индивидуальность. Вовсю цитируется прошлый век! New Retro завладело умами подавляющего большинства производителей. Доминирует Art-deco, стилистика 60–70-х, переработанная по-новому. Вернулся из небытия лидер 80-х Memphis, остроумный, забавный — настоящая анархия в дизайне! Кричащие цвета кэнди, контрастность, парадоксальные, ассиметричные формы делают его узнаваемым и атмосферным. Как всегда, в тренде экологически чистые материалы: кожа, дерево, мрамор. На гребне волны латунь, медь, бронза или крашеный металл, крупногабаритный арт на стенах, многоцветные ковры интересных форм с выразительной графикой, аксессуары с флористическим паттерном. Всё большее внимание завоёвывает бархат, особенно в драгоценных тонах, таких как сапфир, цитрин, изумруд, аметист и розовый гранат. Актуальны и благородные цвета кожи; среди них терракотовый — любимый цвет итальянцев. Привлекает непривычное сочетание цветов, выделяется в интерьерах и хорошо смотрится на контрастах апельсиновый цвет. Канули в лету шкуры пони, питонов и зебр; нарочито отсутствуют стразы, меха. Даже Visionnaire, китчевая и узнаваемая по инкрустациям, обилию камней, шкур и кожи в отделке, представила спокойную, очень и очень элегантную экспозицию!

На что вы ещё обратили внимание?

— Ушёл русский рынок. Основные заказчики — Штаты и Китай, новый серьёзный покупатель. Китайцы не покупают китайское! Как покупатели они тяготеют больше к европейскому продукту. Что интересно, набирает популярность стиль шинуазри. Это красивое французское слово в переводе звучит не очень-то лестно — «китайщина», подражание Китаю. Вошёл в моду этот стиль при Марии Антуанетте. Тогда в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шёлк, мебель, фарфор пришлись по вкусу европейцам, но из-за дороговизны были малодоступны. Тогда европейские мастера начали повторять эти диковинки. Так зародился шинуазри, ветвь рококо, для которого характерны роскошь и восточная экзотика. Но это не типичный Китай, а скорее европейская импровизация на тему. Стиль развивался, приспосабливался к модным тенденциям. Сейчас проглядывает новая волна использования отдельных его элементов, разбавляющих интерьер: обои, перегородки, ширмы, панели, мебель с завершениями в форме пагод и резьбой в виде бамбука.

 

С какими стилями работает Art-depot Studio?

— Мы достаточно долго работали с классическими интерьерами и уже начали уставать от них. Стремимся, чтобы классика не казалась скучным, махровым, стопроцентным ампиром или барокко. Например, потолки и стены классические — мебель современная; или современное окружение — мебель классическая. Искусно размытый микс стилей помогает реализовать пожелания заказчика, построить дом его мечты, отражающий его личность и пристрастия. Клиенты к нам возвращаются; некоторым мы делали по 2–3 объекта: сначала квартиру, затем дом, офис. Они рекомендуют нас своим друзьям и знакомым.

Работает сарафанное радио?

— В основном да! Мы участвовали в выставках, побеждали в конкурсах. Часть клиентов оттуда. Но это считанные единицы. В основном приходят по рекомендациям. Перед тем, как брать архитектора, — а это немаленькие деньги, — клиенты всё о нём узнают. Особенно такие солидные, как наши. Мы не просто создаём проект — мы живём проектом и думаем о нём круглосуточно. Как сказал мне один из заказчиков: «Когда я тебя встретил, я перестал беспокоиться о своём доме». Правильно! Потому что с тех пор беспокоилась о нём я.

 

А если вы уезжаете, как в этот раз? Семинары в Милане, затем выставка…

— Это всегда сложно: уезжать и оставлять клиента, хотя рабочий процесс отлажен и не прерывается в моё отсутствие. Заказчики ревностно относятся к тому, что архитектора нет на месте: в кабинете, на объекте… Мы — как экстренная медицинская помощь, потому что стройка — это всегда острая ситуация! И каждый раз, уезжая даже ненадолго, я борюсь с комплексом вины. Есть и другая сложность: внимание переключается, и по возращении нужно опять встраиваться в рабочие процессы. Но без этого нельзя: если не учиться, не будет и развития. Нужно быть рядом, и нужно учиться. Приходится лавировать.

 

Нужно ли клиентам посещать выставку?

— Может, и нужно, — просто чтобы поучаствовать в этом празднике. Эмоционально это сильно! Наверное, как мне было бы неплохо съездить на выставку высокой моды. Но будет ли толк от этого? Скорее всего нет. Почему? Допустим, фабрика выставила новую коллекцию. Отлично, но вы видите эту фабрику только под этим углом. А у них есть ещё масса каталогов, есть старые коллекции, которые порой лучше новых. Или, допустим, что-то зацепило и понравилось, а фабрика не заслуживает внимания. У нас был такой случай в практике. Выставлялась неизвестная фабрика, слабо копирующая Jumbo Collection. Формы, линии неидеальные. Профессионал увидел бы это, а человек сделал заказ на весь дом. Возможно, он даже слегка сэкономил, но абсолютной эстетики не получил. Это было большим огорчением для нас. Хотя… Каждый имеет право на ошибку.

Практикуете ли совместные поездки?

— Были годы, когда одновременно со мной ехали три моих заказчика, и я какую-то часть дня посвящала каждому из них. Свою выставку практически не видела — видела только то, что интересовало их. Но это моя работа, и её надо делать. Поэтому я всегда езжу с моими менеджерами. То, что не успеваю я, охватывают они. В этом году мы поехали без заказчиков, на все дни выставки. И мы её отработали.

 

Немалой частью успеха iSaloni обязана впечатляющим локациям. Что больше всего запомнилось на этот раз?

— Самое интересное происходило во дворах zona Brera и Tortona: они демонстрировали дизайнерский Милан изнутри. Сотни шоурумов с мебелью, множество павильонов с арт-объектами буквально кипели презентациями и яркими вечеринками. Увидели не всё, но то, что удалось увидеть, было великолепным! Всемирно известная фабрика Moooi в зоне Tоrtona выставила мебель и аксессуары культового дизайнера Марселя Вандерсона. Атмосферные и драматические сцены с его арт-объектами были наполнены настоящей магией. Ещё — замечательные световые инсталляции фабрики Viabizzuno в зоне Brera, новейшие коллекции мальтийского архитектора Gordona Milonie в павильоне любимой фабрики Piemme. Феерические шоу и выставки проходили в ломбардийских дворцах: первая коллекция предметов deco «Маленькие кочевники» от Lous Vuitton в Palazzo Bocconi, потрясающая инсталляция во дворе Palazzo Litta — уходящие в небо колонны из дерева, символизирующие католический собор, но без стен. Мы были на открытии нового выставочного здания Torre Bianca, оно создано семьёй Prada на месте складских помещений — для мероприятий в сфере искусства и культуры. Было только одно «но»: чтобы увидеть даже малую часть происходящего в рамках недели интерьерной моды, нужно было выстоять километровые очереди! И это после насыщенного дня на самой выставке…

 

Ваша дочь Карина — продолжатель династии, живёт и работает в Милане. Там у архитектора такой же ритм жизни?

— Да! Не только у нас архитекторы работают по воскресеньям и в Пасху. Оказывается, в Италии тоже. И в этой связи смешно, когда говорят, мол, зачем нужен архитектор. А как без него справиться? Это будет просто ремонт, с обоями или окрашенными стенами. Даже мы, работая над своими квартирами, домами, делаем чертежи, хотя, казалось бы, всё можем объяснить, показать пальчиком.

Сегодня ценится всё, что обеспечивает комфорт. В жизни, в работе. Работа с профессионалами обеспечивает эмоциональное благополучие и уверенность, что всё будет грамотно с точки зрения функциональности, технологий, эстетики. Если провести аналогию с миром моды: нужен ли стилист в одежде?

 

Ну, многие обходятся…

— Да, многие обходятся какое-то время. Пока не выходят на определённый уровень. И тогда вопрос, нужен или не нужен, отпадает!

Беседовала Татьяна Савченко

Оставить комментарий

Войти с помощью: