Автор
 в Архитектура

Лариса КОЗОВАЯ

ШКОЛА ЗОДЧЕСТВА ВАЛЕРИЯ УРЕНЁВА

 

Фундаментальность и изящество, красота и долговечность — понятия, казалось бы, несовместимые — виртуозно совмещали первостроители Одессы. «Франц Боффо, Александр Бернардацци, Георгис Торричелли, Франческо Фраполли, Лев Влодек, Семён Ландесман… Их творениями, а не коробками, растущими, как грибы после дождя, сотни лет любуются туристы», — говорит одессит Валерий Уренёв, основатель одной из лучших в Европе градостроительных школ, где он преподаёт азы творчества, профессионализма и здоровых амбиций.

 

Гость рубрики — директор Архитектурно-художественного института Одесской государственной академии строительства и архитектуры (ОГАСА). Перечисление его регалий заняло бы целую страницу: заслуженный архитектор Украины, доктор архитектуры, действительный член Украинской академии архитектуры, академик международной Академии архитектуры, член градостроительного совета при профильном управлении Одесского горсовета… При участии профессора Уренёва открыта аспирантура с научным направлением «архитектурная типология общественных зданий». По его проектам строили жилые и общественные здания в Одессе и других городах; в числе его публикаций — 9 монографий и учебное пособие. Награждён Почётными грамотами Госстроя Украины, Национального союза архитекторов Украины, Одесского горсовета и Облгосадминистрации. Собрал уникальную библиотеку мемуаров и книг по архитектуре и искусству.

 

Строка в истории

«В историческом развитии цивилизаций архитектура, как и искусство, всегда играла заметную роль, — отмечает профессор. — К сожалению, мы часто идём вдогонку, а должны быть новаторами. Помнится, лет двадцать назад журналист из Австрии спросил меня, почему с 1917 года в Одессе не построено ни одного здания европейского уровня… Мечтаю, чтобы работы наших студентов исключили подобные вопросы! Подготовка архитекторов в нашей академии началась в 1930 году, именно на базе нашего вуза создан первый в Украине архитектурный институт, который в 2003-м стал архитектурно-художественным. Наши выпускники работают на благо родного города и заслужили известность интереснейшими проектами. Нам небезразлично, кто получит диплом, потому что архитектура — это жизнь, строка в истории. От архитектора зависит, в каких зданиях люди живут, учатся и работают, лечатся и отдыхают. Поэтому стремимся одинаковое внимание уделять не только образованию, но и воспитанию, чтобы не краснеть за своих выпускников, создающих заказную безвкусицу».

univer_08

Валерий Павлович, ваш институт признан лучшей архитектурной школой Украины…

 

— У меня была мечта создать классическую школу: объединить под одной крышей живописцев, архитекторов и скульпторов, вернуть Одессе былую славу, которой она, безусловно, заслуживает. Этим и занимаемся. Уже есть архитектура, изобразительное искусство, скоро откроем декоративно-прикладное искусство и скульптуру…

 

Одессу строили иностранцы… Вашим студентам, наверное, интересны современные творения зарубежных архитекторов?

 

— Я первым повёз ребят в Лондон, чтобы они могли «пощупать» башню «Огурец» Нормана Фостера. В Праге они увидели удивительный «Танцующий дом» калифорнийского архитектора Фрэнка Гехри, видели шедевры во Франции, Италии, Англии, Японии… Делаем всё, чтобы они получали бесценный опыт, расширяли кругозор. Участвуем в программе TEMPUS Евросоюза по модернизации высшего образования в странах-партнёрах. В ней задействованы вузы Англии, Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Болгарии, Греции и Украины; мы — в числе пяти отечественных. Не так давно в Одессе побывала международная делегация, ознакомилась с нашими наработками. По их словам, наша школа — одна из лучших в Европе.

 

И при наличии у нас такой школы историческая часть города буквально распадается и уродуется высотной застройкой?

 

— В Одессе определены два ареала: исторический центр и Французский бульвар, где есть требования по этажности. По принципу «золотого сечения» высота здания не должна превышать ширину улицы, в глубине застройки можно применить коэффициент 1,5. На Дерибасовской не должен был появиться торговый центр «Европа», а на Морвокзале — высотная гостиница. Французский бульвар, Дом Руссова — рваная рана… Больно слышать объяснения типа «моя земля — что хочу, то и строю!» Подобные «доводы» потомки не воспримут, не поймут планомерного уничтожения уникального города. И дело не в том, что я — коренной одессит. Бесподобность Одессы признают все иностранцы, а происходящее нынче здесь называют преступлением. Увы, всё меньше патриотов-архитекторов, имеющих свои принципы — человеческие и профессиональные. Но мы стараемся не опускаться, независимо от творящегося в стране, и помнить, что невозможно добиться величия, не имея собственных принципов и взглядов.

univer_01

univer_04

Искусство строить

По инициативе Валерия Уренёва были созданы научно-исследовательские лаборатории союзного и республиканского значения и проектно-конструкторские бюро. В неоднократно переизданной «Методике архитектурного проектирования» Бориса Бархина отмечено, что эта инициатива одесского профессора — явление уникальное, а упомянутые учреждения — единственные в своём роде, стали хорошей базой для студентов и преподавателей: под это ноу-хау пошли заказы на проектирование, воспитанники альма-матер зарабатывали и получали отличную практику.

«Двадцать лет назад всё распалось, но хочу вернуться к той методике, но в статусе не лаборатории, а института архитектурных исследований и проектирования. Уже помещения и таблички приготовили!» — улыбается профессор.

 

В чём вы видите задачу такого института?

 

— Подключать науку к проектным работам, чтобы они не оборачивались трагедией. Наглядный пример — Генплан развития Одессы: можно было просчитать все эти скандалы с индивидуальной застройкой, дорогой «север-юг» и прочее. Мечтаю, чтобы следующий Генплан делали наши выпускники. Приглашённые со стороны специалисты никогда не полюбят Одессу так, как мы. Именно мы будем отстаивать интересы города, а не тех, кто платит.

К сожалению, Закон «О регулировании градостроительной деятельности» практически свёл к нулю полномочия архитекторов-чиновников. Сложилась негативная практика, когда план территории делается под того или иного застройщика. Берётся микрорайон, границы которого не обозначены, и с появлением инвестора под определённый объект разрабатывают план и показывают лишь его локальный участок «кусочек». Однако необходимо предусмотреть всё, включая перспективу застройки; застройка должна быть системной, ансамблевой, с выдержанными параметрами, а у нас — вдруг вырастают какие-то «свечки»!

Мы боремся за сохранение исторического центра, но следует соблюдать правила и за границами «ареала». Почему-то стремятся возводить высотки в запрещённых местах, нарушая и систему, и параметры застройки; а там, где можно проявить творчество, строят «вчерашний день» — банальную кубатуру! Как сказал римский архитектор Марк Витрувий, архитектура решает три задачи: польза, прочность, красота. Если хоть одна задача не решена, это уже не зодчество.

 

Но ведь экономический кризис сказывается на строительстве?

 

— Да, и архитекторы от него страдают, но люди-то живут будущим и без строительства не обходятся никогда! Смотрите, более полувека Одесса не получала государственных премий в области архитектуры, а за последние пять лет — уже четыре: за реконструкцию Одесского оперного и гостиницы «Бристоль», за восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора, за жилой комплекс «Белый парус». На моей кафедре работают два лауреата государственной премии, в их числе и самый молодой — Наталья Мержиевская, автор обновлённого «Бристоля».

 

Как вы оцениваете ситуацию с застройкой одесского побережья?

 

— В ноябре 2014 года наш институт принял участие в конкурсе по развитию побережья. Мы предложили проект «Юбилейного парка» — от Центрального парка имени Тараса Шевченко до мыса Большой Фонтан. Разработали свою концепцию с парковой зоной, комплексной застройкой, инфраструктурой, без гостиниц повышенной этажности. Предполагалось ограничение для транспорта: допускался только служебный, велосипеды, морские катера, электромобили. Продумали зонирование, в том числе по типу отдыха, сделали акцент — вид на море и обратно на сушу. Учли все моменты — исторические, экологические, социальные… Отстаивали один интерес — жителей Одессы. Нас поддержали все: общественники, журналисты, профессионалы. После доклада — овации! Затем мы отправили все материалы в Киев по запросу столичного НИИ, которому городские власти заказали разработку Генплана развития города. И получили ответ: на Генплане данная зона значится не как рекреационная, а как парковая, что предусматривает совсем другие нормативы… Наглядный пример уничтожения исторического рельефа — Аркадия.

 

Имя вуза — его выпускники

Наш собеседник подчёркивает, что престижной школу делают её выпускники. Так, бразильскую школу зодчества прославил Оскар Нимейер, испанскую — Сантьяго Калатрава, британскую — Заха Хадид, единственная женщина среди обладателей престижной Притцкровской премии.

«В нашем институте 70 процентов студентов — девушки, формируются прогрессивные личности, мастера одесской школы, — продолжает Валерий Павлович. — Раньше от Одессы защищался один кандидат архитектуры за восемь-девять лет, а у меня — шесть аспирантов, за один год сразу трое «остепенились»! Скоро кандидатскую степень получат ещё двое, а ведь когда-то я был единственным доктором архитектуры на весь юг Украины».

 

Ваше сокровенное желание?

 

— Хочу открыть в Одессе музей архитектуры по трём направлениям: прошлое, настоящее и будущее Одессы.

 

Похоже, в категорию «прошлое» попадёт большинство исторических зданий, ведь многие из них буквально дышат на ладан и, вероятно, не подлежат восстановлению?

 

— Восстановить реально любое здание. Другой вопрос: чем хуже их состояние — тем дороже.

 

А чего бы вы хотели для своих учеников?

 

— Изменений в законодательстве по части большей самостоятельности для вузов, чтобы нам не приходилось массу времени тратить на хозяйственные дела вместо учебного процесса. Хотелось бы иметь возможность отправлять ребят на стажировку… Всегда им говорю: архитектура зародилась в тот момент, когда человек вошёл в пещеру и превратил её в дом с помощью самодельного топора. И начал творить!..

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: