«Точное» и «красивое», высокие технологии и искусство не так уж далеки друг от друга. Границы между тем, что мы можем обдумать или просчитать, и тем, что мы слышим, видим или чувствуем, постепенно истончаются и стираются. Искусственный интеллект, как известно, уже способен создавать картины и музыку. Сфера прекрасного ощутила на себе влияние прогресса, а прогресс под влиянием художников «поворачивается лицом к людям», решая проблемы общества.

 

Нетривиальные способы

Потеря интереса к чтению книг волнует многих. В Австралии для привлечения внимания к этой проблеме провели акцию. Художники и световые дизайнеры из испанской команды Luzinterruptus разместили на площади Федерации в Мельбурне 10 000 светящихся книг. Во время фестиваля, посвящённого чтению, оживлённая проезжая часть превратилась в пешеходное пространство, а печатное слово вытеснило ревущий поток машин, освобождая место для книг и их читателей.

Плодотворно сотрудничает с технологами и голландский дизайнер Даан Розегаард, архитектор интерактивных пространств. Используя оформительские возможности фосфоресцентных красок, он воплотил проект, посвящённый 125-летию со дня смерти Ван Гога: превратил велосипедную дорожку в Эйндховене в «звёздный путь», напомнив об одной из картин художника, жившего там с 1882 по 1885 год. Тысячи небольших камней на 600-метровом отрезке покрыли специальным составом: днём они поглощали солнечную энергию, а ночью подсвечивали путь, став нетривиальным способом экономии электроэнергии.

А вместе со строительной корпорацией Heijmans Розегаард создал Smart Highway — прообраз интерактивных экологичных дорог будущего. Светящиеся полосы вдоль трассы «подзаряжаются» в течение дня и освещают дорогу всю ночь, меняются в зависимости от погодных условий, отображают знаки и предупреждают об опасных участках.

 

Искусство и экология

Башни Smog Free, также разработанные бюро Розегаарда, не просто красивы, но и выполняют миссию по очистке воздуха. Семиметровые конструкции покрыты металлическими лепестками, создающими фильтр для смога, очищая воздух в мегаполисах, — по данным создателей, на 55 %. Первая башня появилась в Роттердаме в 2015 году. Теперь в КНР и Нидерландах собираются возвести целую сеть таких башен.

Спрессованная пыль, экстракт смога крупнейших городов, может служить арт-объектом. Городской смог на 42 % состоит из углерода, — того же химического элемента, из которого состоят алмазы. В продаже уже появились Smog free rings — кольца, украшенные камнями из спрессованной пыли Пекина и Роттердама. Стоит колечко столько же, сколько очистка 1000 кубометров воздуха. Красиво и экологично!

Очисткой воздуха вдохновился и японский архитектор Кэнго Кума. Его детище под названием breath/ng показали во время Миланской недели дизайна в этом году. Шестиметровая скульптура сделана из 120 тканевых панелей, в состав материала которых входят молекулы, способные поглощать вредные выбросы. Крепления для элементов печатали на 3D-принтере HP Multi Jet Fusion. Кума утверждает, что его башня может нейтрализовать выхлопы 90 тысяч автомобилей в год.

 

Картина нефтью

…Вернее, последствиями её использования. Работа ирландского художника Джона Джеррарда «Западный флаг» посвящена легендарному нефтяному месторождению США в Спинделтопе. Открытие этого месторождения в 1901 году изменило мир, дав начало американскому нефтяному безумию. Экономические изменения, последовавшие за стремительным развитием нефтяного рынка, повлияли не только на западное общество, но и на экосистему Земли в целом.

В фокусе внимания художника — социальная ситуация вокруг «нефтяной иглы». Джеррард создал 3D версию территории Спинделтопа, где в начале прошлого века располагался нефтеперерабатывающий завод, и водрузил в середине флагшток, на котором «развевается» чёрный дым. Это напоминание человечеству о том, что погоня за чёрным золотом загрязняет атмосферу Земли.

Цифровой Спинделтоп управляется специальным программным обеспечением и синхронизирован с реальной техасской территорией: солнце встаёт и садится, дни удлиняются или сокращаются в зависимости от сезона.

 

Обратная связь

Технологии в свою очередь помогают приблизить искусство к людям. Развитие VR-технологий позволяет отправиться на виртуальную экскурсию по ведущим музеям мира. Так, для виртуальных посетителей доступны залы Лувра, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Сикстинская Капелла в Ватикане, Британская национальная галерея, Театр-музей Дали, музеи Вашингтона. К проекту Google Art Project уже присоединились более 184 музеев.

Но и это ещё не всё. Технологии дополненной реальности позволяют менять существующие объекты, переосмысливать известные шедевры живописи в виде оживших объектов.

Смитсоновский музей американского искусства принял в штат робота Pepper. Он умеет конвертировать изображения в музыку для тех, кто не способен увидеть шедевры музейной экспозиции. Pepper помогает проводить экскурсии с пояснениями для слабовидящих, а из базы музыкальных записей выбирает те, которые соответствуют человеческим эмоциям, и микширует подходящие музыкальные отрывки в сложные композиции, помогающие понять ту или иную картину.

В нашей стране поддержка молодого искусства развита крайне слабо. Лишь недавно создан экспертный совет по вопросам современного искусства. Те новинки, которые создают наши молодые дарования, из более двух сотен международных форумов современного искусства биеннального формата попадают в лучшем случае на Венецианскую биеннале. Высокому искусству тяжело сблизиться с массами, когда те заботит элементарное выживание. Но осведомлённость наших художников о современной ситуации может повлиять на актуальность их работ для рядового зрителя.

Марк Стахурский

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: