В ноябре ушёл из жизни культовый итальянский кинорежиссёр Бернардо Бертолуччи, имя которого стоит в одном ряду с именами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини. Он же называл себя просто — «итальянским кузеном новой волны», восхищался Годаром и языком кино считал французский.

 

Бесстыдство правды

Первые фильмы Бертолуччи вызвали неудовольствие критиков, а публика и вовсе не знала об их существовании. «В конце 60-х многие делали «антимассовые» фильмы. Но у меня появилось ощущение, что в действительности моих фильмов нет. Они не вызывали у публики ни восторга, ни смеха, ни слёз. Я внезапно понял, что обращался только к самому себе. Тогда мне и пришлось признать существование публики».

И тогда он создал «Конформиста», экранизировав повесть Альберто Моравиа. И хотя этот фильм относится к элитарному киноискусству, зрителей привлекла яркая игра актёров и динамика сюжета. В этом фильме Бертолуччи размышляет о предательстве и приспособленчестве. В то время, когда на родине фашизма стыдливо молчали о прошлом, ярый коммунист Бертолуччи беспощадно заявил: в насилии виновна не система, а каждый, кто в ней существует!

 

Безнравственное танго

Если с «Конформистом» советская публика была знакома, хоть и в искажённом цензурой варианте, то «Последнее танго в Париже» стало запретным плодом. Сейчас эта лента входит в рейтинг ста лучших американских фильмов. В 1972 году его назвали безнравственным и запретили его прокат в некоторых странах, на родине режиссёру суд дал 4 месяца условно, а сам фильм исчез с экранов на 10 лет. «Пусть это «Танго…» будет последним неверным шагом в творчестве нашего товарища и друга», — такой была реакция итальянских коммунистов, одна из самых мягких.

Хотя интеллектуалы и нашли за вызывающей для того времени эротичностью намёки и парафразы, он не вызвал одобрения даже у исполнителей главных ролей. В одном из эпизодов Бертолуччи дерзко поступил с исполнительницей главной роли Марией Шнайдер, скрыв от 19-летней актрисы часть действия, чтобы добиться «неподдельной ярости и унижения». Позже Шнайдер заявила, что так и не оправилась от травмы.

 

Союз Европы с Америкой

В своих фильмах он часто перемещал американцев на европейскую почву, объясняя это так: «Я очень люблю Генри Джеймса, в его романах много молодых американцев и американок. Они потрясены европейской культурой и приносят в неё американскую витальность. В 60-е годы молодые американцы ехали в Европу, чтобы спастись от Вьетнама. Сегодня, когда идут войны на Ближнем Востоке, всё иначе: американская молодёжь стала другой».

«Последнее танго в Париже» не стало исключением: роль стареющего американца Пола сыграл Марлон Брандо. Почти все фразы Пола — его импровизация. Актёр отказался учить текст и расставлял карточки по всей съёмочной площадке. Бертолуччи пришлось выбирать ракурсы, скрывающие их. После съёмок актёр заявил, что больше не будет сниматься в подобных картинах, и 15 лет не общался с режиссёром. А Бертолуччи, наоборот, позже отмечал, что многому научился у француза.

 

Эпос о ХХ веке и увлечение Востоком

Следующим был эпический 5,5-часовый фильм «Двадцатый век» с Де Ниро и Депардье в главных ролях. И снова не менее скандальный из-за эротических сцен. Зритель наблюдает за судьбами героев на фоне бурных исторических событий ХХ века. Стоимость съёмок была высокой, и взяться за него Бертолуччи смог благодаря финансовому успеху проката предыдущей картины.

«В середине 70-х и у нас самих, и у зрителей был сильнейший интерес к социальным вопросам, внутренняя температура в то время была высокой, а сейчас сильно спала. Мир изменился — равновесие, которое существовало очень долго, рухнуло, исчезло без следа».

Политическую обстановку 80-х в Италии кинематографист считал удушающей. Он перебирается жить в Великобританию, а фильмы снимает в Китае, Африке, США, Тибете. В 1987 году при поддержке китайского правительства выходит на экран «Последний император». Это биографическая история о последнем свергнутом китайском императоре, который прошёл через тюрьму и стал садовником. Фильм получил девять «Оскаров», в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Спустя 6 лет появляется «Маленький Будда». Увлечённый буддизмом режиссёр предназначает его единственному зрителю — далай-ламе.

 

В разорённой Тоскане

Снимать «Ускользающую красоту» (в оригинальной версии — «Танцующая сама по себе») Бертолуччи возвращается на родину, в Тоскану, — проверить, получится ли возврат к былой лёгкости после ориенталистских фильмов.

«Я выкраиваю для себя небольшой холм в Тоскане, где происходит действие фильма. Здесь пейзаж концентрирует всю красоту Тосканы, но эта подлинная красота скорее является декорацией. Когда я снимал Сахару, которая объективно очень красива, меня отчасти шантажировала метафизика дюн! Тоскана не имеет метафизической силы, поскольку была «разорена» художниками Сиены. Тоскана — это красота, которую разворовывали в течение веков, это украденная красота».

В одном из немногочисленных интервью (говорить о себе Бертолуччи не любил) он восхищается игрой американки Лив Тайлер. «Она обладает редчайшим качеством — особым присутствием перед камерой, у неё никогда не чувствуешь усилий».

В творчестве Бернардо Бертолуччи отразились сомнения и бури предыдущего столетия. Режиссёра не раз делали кумиром — и так же легко разочаровывались в нём после очередных скандальных сцен или эпатажных признаний. К его фильмам можно относиться по-разному, но бесспорно одно: они принадлежат к избранным страницам истории мирового киноискусства.

Мария Крыжановская

 

Оставить комментарий