Презентация будущего Греческого парка, приуроченная ко Дню города, состоялась. И хотя свой настоящий вид новый парк обретёт далеко не сразу, о нём уже можно говорить, без преувеличения, как о сбывшейся сказке. О том, как идея становилась реальностью, и о тех, кто добился этого своим трудом и талантом, рассказывает творческий руководитель проекта и автор композиции фонтана Михаил Рева.

 

 Как возникла идея Греческого парка?

—  О нём заговорили сразу после Стамбульского, но когда вскрыли грунт — все ахнули… «Зелёный балкон Одессы», как я его называю, находился в ужасном состоянии. И это ещё мягко сказано! Рельеф на этом участке при закладке города был отсыпан строительным мусором; там уже начались подвижки. Вдобавок в 70-х там делали озеро, что спровоцировало оползневые процессы; потом молдавские инвесторы наспех соорудили стену для своего проекта, но эта бетонная громада буквально висела в воздухе. Вся ливнёвка была уничтожена. Этот участок Приморского бульвара вместе с колоннадой, Шахским дворцом и частью Воронцовского переулка мог просто лопнуть, как это происходит с Черноморкой.

—  То есть при открывшихся обстоятельствах подрядчик мог бы отступиться от идеи?

— Когда геодезические работы и изучение документов показали, что предложенный проект — фейковый, подрядчик — «Гефест», можно сказать, пошёл на подвиг. Сотни свай в три ряда, которых никто не видит, укрепили эту часть города на сотни лет. Уже за одно это можно встать на колени и сказать спасибо. А лестницы? Это контрфорсы, которые тоже держат грунт и Приморский бульвар. Всё сделано для укрепления. В сравнении с этим процент затрат на благоустройство небольшой. А в целом потрачены огромные деньги, миллионы евро, и это деньги конкретного человека, который их просто подарил городу! Беспрецедентный случай за всю историю свободной Украины… Я смотрю на наших миллиардеров, которые живут за границей: от кого ещё можно ожидать такого благородного жеста?..

 

 Получается, всё произошло очень вовремя? И решение было найдено?

—  Да. Был критический момент, когда картина прояснилась полностью; да ещё эта молдавская «стена плача», которую даже облицевать невозможно… Мэр тогда пригласил меня, а я собрал молодую команду, и вместе мы буквально за неделю нашли решение для сложных моментов. Стену мы предложили декорировать естественным способом: посадить виноград, который за два-три года затянет все шероховатости. Впервые в городе мы предложили капельное орошение — экономное и точное. Но главная сложность в том, что для нас подобные проекты непривычны. Пришлось объединять разнопрофильные команды и вырабатывать совместное мнение; пришлось доказывать необходимость каждого узла, который давно применяется в других странах. Давили и сроки, плохо совместимые с обнаружившимся объёмом работ. В дополнение ко всему озеленение совпало с небывалой жарой. Дендрологов, которые занимались высадкой растений, мне просто жалко! Анна Ландшафт плакала: посаженные ростки гибли на глазах. Но в перспективе склоны станут зелёными. А парк получился каскадный, панорамный. С середины Потёмкинской лестницы весь этот каскад хорошо виден.

 

 Вы говорите о молодой команде?

— В проекте было много участников: студия JK Lab Architects, урбанисты Urban Inst, компания по свету Expolight, «Ландшафт» и полив — GreenHouse, общественная организация «Архитектура Одессы». И, естественно, «Гефест» —  как отвечающий за рабочую документацию и строительство. У каждого была своя задача. И все очень креативные, талантливые, молодые. Из них я, наверное, единственный «динозавр»: ребята занимаются этим, может, лет пять-шесть, а я уже более тридцати с лишним…

Не страшно было браться за такую задачу?

—  А что, есть варианты? Как говорил Черчилль: «Если находитесь в аду — не прекращайте движение». Я не прекращаю движение в любой ситуации. Вызовов было и ещё будет много, потому что это только первая часть парка. Результат более-менее нормальный мы увидим весной. Сейчас уже пошли дожди, осенью будут высаживать растения, посмотрим, как работают все коммуникации, отвод воды, освещение… И потихоньку будем двигаться дальше. До весны (даже, думаю, до конца года) парк уже приобретёт наполнение.

Страшны, повторюсь, не сложности рельефа или материала, а то, что мы инфицированы определённой системой и избавиться от этой инфекции не можем. Ужас нашего бытия — зависть, злоба, невероятные нетерпение и нетерпимость. Они порождают уныние и грусть, а ведь лучший способ привлечь счастье — искать в жизни радость. И культивировать крошечные побеги надежды на лучшее!

 

Да, мнения о проекте приходилось слышать неоднозначные… Как вы это прокомментируете?

— Недавно я делал работу для Швейцарии; там другая система, и поддержка чувствуется. А у нас просто плюют в душу иногда. И этим молодым ребятам — им больно от этого. Так что же им, уехать, чтоб реализоваться? Я вот остаюсь и пытаюсь своей работой доказать простую истину: мы имеем право здесь жить, и работать, и учить других, а не уезжать куда-то, чтобы вернуться с медалями во всю грудь, пока этот город будет умирать. А потом оплакивать его: «Какие были бабушки, какие были дворы…» Вы сделайте что-нибудь! Вы сначала создайте! И дайте покоя этому городу и времени. Нельзя всё списывать на «эпоху перемен» — надо начать «эпоху созидания». Вот эти все моменты объединились в Греческом парке: и желание властей, и возможности бизнеса, и креативные силы, — не приглашённые откуда-то, они здесь должны возникнуть и возникли. А пересуды, «нравится — не нравится», критика — это не от народа. Народ — это совсем другое: это сотни тысяч людей, которые увидят здесь то, чего не увидят нигде, и захотят ещё раз сюда приехать… Это ответственность. Я это делаю для других поколений. Это такие телеграммы в будущее, или там в вечность. Я всегда стараюсь в Одессе создать то, чего нет нигде. Вот этого фонтана нет нигде в мире, он есть только у нас.

 

Перейдём к фонтану. Говорят, вы «сами себе придумали работу»?

— И пусть себе говорят. Я люблю этот город и хочу, чтобы здесь появлялось то, что другой скульптор не мог бы себе позволить, а я могу: у меня есть возможность зарабатывать не только в Украине. Поэтому многие вещи я делаю бескорыстно и с любовью. Это главная мысль. «Одесское время», «Дверь» на Ланжероне, теперь фонтан «Начало начал» — это потребность начать менять город уже в наше время, оставить что-то другим поколениям. Это был главный внутренний месседж, поэтому я в Греческий парк готовлю ещё одну работу — «Время». Она будет стоять у музея греческой культуры, и это тоже очень знаковая для меня работа: я получил за неё Золотую медаль Академии художеств СССР. Сейчас её отливают в бронзе на Киевском литейном заводе — это наш совместный подарок: у директора завода Игоря Давыдова своя любовь к Одессе. Потом я буду лепить Геродота, который первым описал эти земли.

 

— Что заложено в концепцию оформления фонтана?

— Это была сложная пространственная задача: мы видим фонтан с Потёмкинской лестницы, он вступает в соревнование с Дюком, но вместе они должны смотреться органично. Скульптура из почти 150 деталей — вызов не только для меня, но и для киевских литейщиков. А сюжет композиции родился от монеты, найденной на раскопках греческого полиса, с изображением двух Диоскуров. Я подумал: греческая культура разделена на две части. С одной стороны, это мифология, театр, литература, демократия, — импульс для всего человечества. С другой стороны, это христианская страна. На лестнице будут подаренные греками артефакты — копии кор, единственные в Украине; это одна линия. Другая линия — с библейским сюжетом, соединяет мужское и женское начало, как в легенде, где мужчина и женщина было одним целым. Они ещё не имеют плоти — только лица и душа, которая вселяется в них. Древо — это наша галактика, из него бьют семь источников как семь дней сотворения мироздания. Надеюсь, что это серьёзный месседж для раздумий: для чего мы здесь, кто мы? То, что человек сделал с матерью-Землёй и со своим родом, — это страшно. Хочется, чтобы гуляющие здесь маленькие одесситы, чистые душой, видели что-то светлое…

Беседовала Елена Майорова

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: