Бескрайнее ночное небо с падающими звёздами, улыбка ребёнка, взгляд старика, морская стихия и дыхание гор… Одесский фотограф Евгений Самученко наделён даром ловить моменты счастья. Его работы публиковали The Times, National Geographic, UNESCO, BBC. Наш земляк — обладатель престижных международных премий, а его работы побывали на выставках в Великобритании, США, Италии, ОАЭ, Китае.

 

Как вы стали travel-фотографом?

— Это мой второй осознанный приход в фотографию. Впервые я начал фотографировать в 13-летнем возрасте, но это было подростковое увлечение и оно продлилось недолго. Второй осознанный приход в фотографию произошёл в 33 года. Я стал много путешествовать, захотелось снимать. До этого активно развивал свой бизнес. А сейчас два моих любимых дела — путешествия и фотография — объединились.

 

Чьё творчество вдохновляет вас?

— На начальном этапе — Майкл Кенна. Он снимает в стиле минимализма. На данном этапе — Даниил Коржонов, Стив Маккари. Есть и неизвестные авторы в Instagram, на которых я подписываюсь и наблюдаю за их творчеством.

А где вы обучались технике?

— На фотокурсах. Основным своим учителем по пейзажной фотографии я считаю Игоря Гержика. У него прекрасное отношение к природе, фотографии, и он ничего не навязывает. Учился и самостоятельно, много снимал. В путешествиях использую три объектива и две камеры. Это около 13 килограммов.

 

Достигли ли вы уровня монетизации творчества?

— Отчасти да, но это далеко не основной мой доход. Мои работы покупают, но я никогда не снимаю на заказ. Когда-то продавал свои работы на фотостоках, но уже три года этого не делаю. Считаю, что это выводит творчество на тиражный уровень и обесценивает его. Мои фотографии покупают индивидуальные коллекционеры или компании.

 

У вас много наград. Какая из них самая ценная для вас?

— Хрустальная медаль HIPA (ОАЭ), которую я получил в 2015 году. Это очень крупный конкурс с огромным призовым фондом. Но даже не это главное: там очень большая конкуренция. Второе по значимости событие — моя экспозиция в Национальном музее часов в Пенсильвании. Фотография «Лунные часы», которую я сделал в Одесской области, получила гран-при конкурса Matter of time от Corel. И третье: в позапрошлом году я вышел в топ-10 фотоконкурса UNESCO с фотографией, которую привёз из Карпатского биосферного заповедника. На сайт UNESCO выбрали даже не её, а «Дыхание Говерлы». Эта работа представляет заповедник на официальном сайте организации. У меня много наград, ленточки я даже не считаю, но эти три вещи были для меня знаковыми.

Удивились, когда получили первую награду, или ожидали этого?

— Не думал, что это будет так быстро. От момента начала моей активной деятельности в области фотографии до первых серьёзных наград прошло около трёх лет.

 

Ваша любимая работа?

— Она самая простая — это фотография обледенелых столбиков. Я сделал её зимой прошлого года на 14-й станции Большого Фонтана. Был потрясающий цвет на закате, — буквально розовый. Я прогуливался и понял: нужно срочно идти за камерой. Успел сделать снимок в последние моменты света. Он называется «Две порции мороженого». А вообще любимых работ много. Я люблю то, что делаю.

 

Всё ли задуманное удаётся осуществить?

— Когда готовлюсь к поездке, выделяю несколько суток на знаковые места. Но бывает, что и этого времени не хватает. Однажды приехал в китайский город Яншо, где бакланы до сих пор помогают дедушкам ловить рыбу. Это потрясающе смотрится ночью! Хотел снять это, но всё время шёл дождь. А потом в этой же поездке удалось сфотографировать потрясающие туманы и растворённые облака в парке Аватара. Travel-фотография — это всегда импровизация.

За что вы любите ночную съёмку?

— Она учит оставаться наедине с собой. Мы живём среди информационного шума, это мешает видеть мир. Фактически человек проживает жизнь биоробота: проснулся, оделся, проверил почту и соцсети, пошёл на работу, там проделал механические действия, вернулся домой и лёг спать. И так изо дня в день. Мы не замечаем окружающей обстановки и не думаем, зачем всё это: зачем мы живём, нужны ли нам эти деньги, нужны ли они в таком объёме… А может, вообще нужно куда-то поехать или просто посидеть с книжкой? Чем больше находишься в этом ритме, тем меньше шансов выбраться. Ночная съёмка позволяет отключиться от этого ритма. Есть техника съёмки звёздных треков: ты ставишь фотоаппарат, и он снимает сам полтора часа. Это время для себя и с самим собой. Разве можно логикой взвесить, насколько мы микроскопичны в этом мире и какое чудо, что существует наша Земля с идеальными условиями жизни! Я призываю к осознанности в моменте.

 

Осознанность появилась до или в результате увлечения travel-фотографией?

— До сих пор не считаю себя осознанным. Мне этому ещё учиться и учиться. Но я стараюсь замечать больше моментов. Фотография помогает даже без камеры наслаждаться красотой вокруг.

 

Как вы относитесь к цифровому редактированию фотографий?

— Показывать необработанные фотографии — неуважение к зрителю. Их нужно обязательно обрабатывать, чтобы компенсировать естественные недостатки камеры. Даже самое современное оборудование не может заменить человеческий глаз, который одновременно видит глубокие тени и яркий свет. Изображение надо сделать хотя бы таким, каким его видит глаз.

 

Добиваетесь реалистичности?

— Я передаю своё настроение во время съёмки или усиливаю его. Фотохудожник вправе обработать снимок так, как хочет, и даже изменить его настроение. Но если снимок неудачный, его не спасёт никакая обработка. Я часто бываю судьёй в международных фотоконкурсах, и нередки случаи, когда из-за чрезмерной обработки или её отсутствия снимок теряет баллы.

Где любите фотографировать?

— Я обожаю Азию — за открытость. Там много настоящего, у людей меньше наносных масок, лжи. Они меньше живут в формальном мире и больше — в настоящем. Если азиат улыбается, он делает это искренне, и если хочет ударить — тоже искренне. Я фотографировал в Непале, Индии, Китае. Но английский в горах мало кто знает, и часто доходит до комичных ситуаций: чтобы заказать еду, приходится рисовать петуха. Когда ты начинаешь понимать без языка, оказывается, что не так много нужно для общения с другим человеком. Такие путешествия учат доверять миру и людям.

 

Что посоветуете тем, кто хотел бы заняться travel-фотографией?

— Самое важное — желание. Для начала достаточно даже телефона, но желательно иметь бюджетную зеркалку. Потом нужно сделать первый шаг — поехать в путешествие. Это может быть групповой фото-тур, цены от нескольких сотен гривен до тысяч долларов. А можно найти единомышленников и поехать с ними. Можно начинать фотографировать и во время прогулок. У меня есть много кадров, которые я снял в 15 минутах ходьбы от дома.

 

Но сейчас фотографируют многие, а известными становятся единицы. Чем надо обладать?

— Нужно быть самим собой. Учиться необходимо, но я рекомендую снимать так, как хочется. Проблема в том, что люди пытаются соответствовать, а не самовыражаться. Если ты хочешь по-настоящему что-то создать, не нужно блокировать душу сводами правил. Хорошие снимки наполнены энергией, и чем больше в них энергии автора — тем больше они цепляют зрителя. Если в момент нажатия на кнопку фотограф наслаждается, это перетекает в снимок. Если получится вложить энергию — будет успех! Для этого нужно искренне любить момент.

Беседовала Мария Крыжановская

Фото: Евгений Самученко, творческий псевдоним Q-lieb-in

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: