Автор
 в Музыка

Его дебютный диск был отмечен премией Echo Klassik Award как одна из самых интересных классических записей современности, а немецкий LBank доверил ему в бессрочное пользование скрипку Страдивари Dancla 1710 года, решив, что два музыкальных гения должны работать вместе. Виртуозный исполнитель и страстный экспериментатор «открыл» заново имя Мечислава Вайнберга — несправедливо забытого композитора XX века. На открытии международного музыкального фестиваля Odessa Classics Линус Рот сыграл «Времена года» Антонио Вивальди под аккомпанемент Бельгийского камерного оркестра. Зал дважды аплодировал стоя.

 

— Как вы «встретились» с Вайнбергом? Откуда у молодого европейского скрипача интерес к композитору советских времён?

— Впервые мы вместе с пианистом Хосе Гальярдо сыграли музыку Вайнберга (тогда мы едва знали это имя!) лет шесть назад, по просьбе нашего общего друга, директора одного фестиваля камерной музыки. Вернувшись домой, я подумал: «Если есть один шедевр, должны быть другие», — и принялся искать. Оказалось, что музыка Вайнберга того же уровня, что произведения Бартока, Шостаковича, Прокофьева. Странно, что его так мало играют!

 

— Какое из его произведений вы считаете жемчужиной своего репертуара?

— Концерт для скрипки и симфонического оркестра, который он посвятил Леониду Когану. Это очень трогательная, интимная и крайне сложная для исполнения вещь: Коган был виртуозом, и Вайнберг написал концерт под его фантастическую манеру игры. Я считаю, эта вещь должна быть в репертуаре каждого скрипача.

 

— Вы так страстно говорите о творчестве Вайнберга, но в Одессу приехали с «Временами года» Антонио Вивальди. Почему?

— Мы с Алексеем Ботвиновым (арт-директором фестиваля Odessa Classics) решили для концерта-открытия подобрать знакомые и любимые публикой композиции, чтобы люди точно получили удовольствие от первого вечера. А кто не любит Вивальди? Его слушают и играют по всему миру. Исполнять его, кстати, тоже огромное удовольствие: каждый раз можно найти новую интерпретацию. Это произведение оставляет исполнителю очень много свободы.

 

— Особенно если в руках исполнителя уже 18 лет творение Страдивари! Какие ощущения по сравнению с обычной скрипкой? Небо и земля?

— Скорее постоянный вызов. Скрипка Страдивари сама по себе — настолько высокий уровень, что тянуться за ней музыкант может всю жизнь. И это величайшее вдохновение: знать, что любой звук, что ты способен представить в голове, ты можешь из неё извлечь. У этой скрипки нет границ! Единственное ограничение — мастерство исполнителя.

 

— На концертах Odessa Classics в этом году — сплошной аншлаг, хотя ритмы жизни сильно изменились со времён Моцарта и даже Вайнберга. Зачем современному обществу классическая музыка?

— Я считаю, людям вообще нужна музыка, безотносительно к эпохе. У нас есть сердце, и мы должны испытывать чувства, нас должно что-то в этой жизни трогать до глубины души, иначе наше сердце умирает! А кроме классики нет на свете музыки, что могла бы заставить чувствовать так глубоко.

 

— Вы впервые в Одессе. Традиционный вопрос: как вам наш город?

— Я мечтал сюда попасть с детства. Серьёзно! У меня была большущая книжка о величайших скрипачах мира, и там было очень много скрипачей из Одессы. Я читал её и думал, что обязательно поеду в Одессу, когда вырасту, — посмотреть на город скрипачей. Так что спасибо Алексею за приглашение, исполнилась моя детская мечта!

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: