Автор
 в Культура

Автор более 400 произведений сценической и современной классической музыки, джаза и рока, он играл вместе с шаманами в Гренландии и исследовал ритмы самбы в Рио-де-Жанейро. Назвать Фруде Барта просто «норвежским гитаристом и композитором» — всё равно, что назвать Эйфелеву башню «французским металлическим строением». Это человек, по чьим венам течёт музыка. На открытии Джазфеста он играл импровизации на пяти струнах, — посреди выступления одна струна лопнула, не выдержав напряжения. Но к концу его выступления зал опустел почти на треть… Норвежца не поняли?..

Фруде, вы уже не первый раз в Украине? 

— Да, летом я играл здесь, в Одессе, вместе с крымским джаз-гитаристом Энвером Измайловым, проводил в Киеве мастер-класс в институте музыки имени Глиэра. Кстати, сегодня я тоже проводил мастер-класс — в Одессе, в музыкальном колледже имени Данькевича. Это было чудесно! Студенты так горели, так жадно впитывали новую информацию!

А как вам украинская музыка? 

— У вас чудесная народная музыка: живая, динамичная, богатая! Я думаю, украинским музыкантам стоит активней использовать в своих композициях родной фолк вне зависимости от стиля, в котором они играют. Фолк даст музыке больше жизни.

Когда на открытии вы исполняли гитарные импровизации, в ход шли смычок, стеклянная бутылка и даже зубы, а темой композиций вы выбрали конфликт во всех его проявлениях, включая войну и киевские пробки. Откуда такие необычные идеи?

— Это что-то вроде врождённого рефлекса: отражать то, что меня окружает, и то, что происходит у меня внутри. Это мой дар. Когда ко мне приходит идея, я не размышляю, плоха она или хороша. Мозг слишком медленный, и если я начну оценивать идею, энергия момента уйдёт. Поэтому я просто выпускаю музыку в мир, не пытаясь её обдумать.

К какому стилю вы сами относите свою музыку?

— Моя музыка — это импровизация, так что она немного связана с джазом и с фолком. Если выбирать из существующих стилей, наверное, ближе всего будет именно джаз, свободный и спонтанный. Но не американский джаз, нет! Норвежский джаз.

Как вы думаете, была ли Одесса готова к вашей музыке?

— Наверное, нет. Не все. Но это не страшно — все до последнего человека никогда не будут готовы к чему-либо. Обязательно будет кто-то, кто не примет. Если в зале был хотя бы один человек, который получил что-то, открылся новому, задумался, то играть уже стоило! Мне кажется, таких людей в зале было человек пятьдесят. Или хотя бы десять. Главное — я чувствовал: в зале есть кто-то, кто готов. А значит мне было для кого играть! Вот что важно.

Дарья Куприянова

Оставить комментарий

Войти с помощью: