C приходом осени, как и принято издавна у мастеров сцены, стартовал новый театральный сезон. Для Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько он уже 94-й по счёту. Что ждёт одесских театралов, чем собираются здесь «потчевать» своих завсегдатаев и привлекать новых зрителей? Об этом наша сегодняшняя беседа с директором и художественным руководителем коллектива Юлией Пивоваровой.

 

«Итак, мы начинаем…» — так обычно говорят на традиционном послеотпускном сборе труппы. А далее должны следовать анонсы предстоящих премьер, верно?

— Верно. Но с одной поправкой. Да, конечно, планы у нас амбициозные, но в них появились некоторые коррективы по времени. Дело в том, что у нас продолжается ремонт здания, — я думаю, вам понятно, что это означает в сегодняшних условиях. Перво-наперво — смещение премьер по срокам, поскольку с 22 ноября до начала декабря мы надеемся привести в порядок потолок Большого зала и вынужденно прерываем на эти дни встречи со зрителями. Вопрос о ремонте потолка стоял давно, но вот наконец выделены средства — и, верю, уже очень скоро нам не будет стыдно за интерьер зала. Так что чуть-чуть, до начала зимы, новых спектаклей придётся подождать. Зато сразу после этого, ещё до Нового года, выйдет премьера «Конотопской ведьмы» в постановке Георгия Ковтуна — этого режиссёра зрители знают по его великолепным работам «Вий» в нашем Русском театре и «Ромео и Джульетта» в музкомедии. Музыку к «Конотопской ведьме» написал популярный джазмен и композитор Алексей Петухов. Публика имеет все основания рассчитывать на яркое, радостное и красочное зрелище — как принято нынче говорить, на спектакль для всей семьи. А уже месяц спустя должна появиться на нашей сцене премьера «Энеиды», которую ставит Максим Голенко. Вот, собственно, то, что уже в полном смысле слова «на подходе».

 

— В последние годы одним из театральных брендов Украины стало имя вашего штатного режиссёра Ивана Урывского. Между тем вы пока его не назвали… Почему?

— Подчеркну: стопроцентно заслуженно это имя стало брендом современной театральной режиссуры. Иван Урывский — это и наша гордость, и наша надежда, и наша вера в успех. И обязательно, подчёркиваю — обязательно, увидят наши зрители его новую работу. Чуть приоткрою завесу: на очереди его постановка по одному из шедевров классической мировой драматургии. А учитывая, что Урывский и вправду нарасхват и многие театры хотят видеть на своей афише его работы, мы гордимся тем, что сейчас он, став обладателем Президентского гранта, ставит спектакль по произведению Ивана Франко в одном из самых именитых театров Украины во Львове. Ну а после этого его с нетерпением ждёт наша родная «васильковская» сцена.

— Ковтун, Голенко, Урывский… Имена громкие, имена разные…

— Погодите, я же говорила, что планы у нас амбициозные. И коль скоро мы хотим быть любимы зрителями всех возрастов, то как же без детской аудитории? Так вот, к весенним школьным каникулам появится спектакль для самых юных зрителей. А далее — опять сюрприз: в середине апреля приступит к постановке у нас Павел Арье, который в последние годы оказался одним из самых востребованных украинских драматургов и режиссёров, стал куратором целого ряда известных театральных лабораторий в Европе. И, заметьте, параллельно с плановой постановкой Павел сделает ещё и документальный спектакль. Это совершенно новая, во всяком случае для Одессы, форма. И тут равноправными и полноценными партнёрами и соавторами театра будут одесские музеи. Этот проект мы хотим презентовать, как и ранее упомянутую постановку Арье, к концу мая.

 

— Документальный спектакль? В самом деле неожиданно… О чём он?

— Ну если в общем и целом, то об искусстве. Тема «Театры и музеи» — одна из самых актуальных тем. Нам интересна и кажется перспективной идея представить своеобразный «срез мнений», спектр самых разных взглядов. В этом и заложен принцип документального театра. Где баланс? Мы и стремимся его определить.

 

Судя по всему, вы не боитесь выходить за рамки привычного. Любите экспериментировать?

— Если мы говорим, что театр — это живой организм, то как же без свежих веяний? Не так давно мы проводили публичные широкие дискуссии по проблемам современного театра. Собственно, и открывали-то мы нынешний сезон трёхдневным творческим проектом «Мир Василя Василько», и в рамках этой акции состоялись и мастер-класс легенды национального театра и кино — Народной артистки Украины Ларисы Кадочниковой, и дискуссия с участием ведущих театроведов и критиков страны о современной драматургии и молодой режиссуре. А своеобразным «наглядным пособием» к этой акции стал наш недавний спектакль «Она его любила» в постановке Стаса Жиркова. Кстати, любопытная деталь: на этом спектакле были профессиональные психологи, они подчёркивали безупречную точность сугубо психологического раскрытия темы и интересовались, кто из их коллег нас так подробно консультировал. Можете представить, как они удивились нашему ответу: «Никто! Мы сами так всё почувствовали и передали на сцене». И не удержусь — отмечу, что даже о наших молодых артистах всё чаще и громче говорят, как о состоявшихся мастерах. Действительно, очень сильная труппа, которую собрал, холил, лелеял и пестовал бессменный в течение трёх десятилетий, до последних дней своей жизни, наш худрук Игорь Николаевич Равицкий. С таким легионом просто грех не идти вперёд.

— Но сейчас именно вы совмещаете кресла директора и худрука. Каковы ваши принципы отбора режиссёров для вашего театра, — с учётом всего того, о чём вы говорили?

Не секрет: со своими предложениями о постановках в театр обращаются самые разные режиссёры. И очень радует, что немало среди них тех, сотрудничеством с кем можно искренне гордиться. К примеру, художественный руководитель грузинского театра имени Сандро Ахметели Ираклий Гогия, литовский режиссёр Линас-Мариус Зайкаускас. А что касается моих принципов в решении вопроса о сотрудничестве с новыми людьми… Прежде всего я должна посмотреть их спектакли. Сажем, «Вишнёвый сад» Зайкаускаса я видела в киевском Театре на Левом берегу. Или вот ещё: через сезон мы планируем постановку обретающей популярность не по дням, а по часам Тамары Труновой.

 

— Вы во главе театра девять месяцев. Для любой женщины этот срок по известным причинам символичен…

— А как же! Безусловно! И, мне кажется, тот факт, что у нас в театре появилась новая жизнь, прибавилось свежего дыхания и энергии, вряд ли кто-то станет оспаривать. Да, и был, и остался огромный потенциал. И хотя репертуар мы кардинально не меняли, всё же появилось два новых спектакля — заметных, даже очень заметных. На очереди следующие, о которых я уже говорила. И если наш текущий репертуар создавался десятилетиями, а это заслуга Игоря Равицкого, который и сам ставил замечательные спектакли, и всегда приглашал интересных режиссёров — Бакирова, Богомазова, Троицкого, — то эти традиции мы передаём по наследству своему детищу, театру сегодняшнего и завтрашнего дня.

Беседовала Мария Крыжановская
Фото: irogava

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: