— В чём принципиальное отличие между архитектором и дизайнером? Каковы особенности их сотрудничества, если речь идёт о работе со старым фондом?

— Эти профессии по сути разные. Зачастую когда произносят «дизайнер» — подразумевают дизайн интерьера, или средовой дизайн, хотя на самом деле это понятие гораздо шире: оно включает в себя дизайн абсолютно всех предметов, которые нас окружают — от автомобиля до зубной щётки. Задачей архитектора, если говорить о квартире или многоквартирном доме, учитывая особенности имеющихся конструктивных решений, изменить планировочную структуру либо конструктивную схему так, чтобы не навредить уже существующему зданию. Перед архитектором стоит задача скорее инженерная, чем творческая, а дизайнеру нужно привнести жизнь в сделанную архитектором перепланировку. Если последняя сделана грамотно, то дизайн легко из неё вытекает, и они становятся логическим продолжением друг друга.

 

— Какая картина предстала перед вами в самом начале?

— Квартира расположена на 3-м этаже дворового флигеля постройки начала XX века. Её история состоит из множества косметических ремонтов, аварий водопровода и канализации, замены печного отопления центральным. Паркетные полы рассохлись и местами вздулись, балки просели. Несмотря на довольно унылый внешний вид, первое впечатление было позитивным: светлые комнаты, высокие потолки с падугами с женскими лицами и растительным орнаментом. Квартира однозначно имела хорошие возможности для превращения в современное жильё.

— Какие особенности конструктива помогли принять оригинальные решения, ставшие впоследствии своего рода «фишками»?

— В старом фонде достаточно жёсткие конструктивные схемы, и менять их довольно сложно. Нам пришлось поменять планировку квартиры, чтобы внести в неё лёгкость, открытость, если хотите — прозрачность. Были частично убраны две стены, что позволило, освободив угол, открыть пространство прихожей в сторону гостиной. Избавившись от двух узких коридоров, мы вынесли их в тело гостиной, увеличив её площадь. В гостиной сохранились модерновые лепные падуги и центральная розетка, которые совсем не хотелось терять. Поэтому верхняя часть удалённых в ходе перепланировки стен была сохранена и получила новую опору — балки.

Ещё одно оригинальное решение — угловая дверь в гостевой санузел. Обычная дверь открывалась бы либо прямо в гостиную, либо в прихожую, что есть откровенно неправильно. Её интегрировали в панель, и когда она закрыта, то совершенно незаметна. В гостиной из оконного проёма был сделан дверной; он ведёт на маленький французский балкончик, выходящий в другой двор. Реконструкция печей позволила обойтись без центрального отопления, а теневое расположение квартиры и наличие естественного проветривания позволило обойтись без кондиционирования, что значительно удешевило проект в части проводки инженерных сетей.

— Какие из отделочных материалов проявили себя с наиболее удачной стороны и почему выбор пал именно на них?

— Наибольшее внимание на отделочные материалы мы обращали, работая над зоной прихожей, гостиной и кухни — так называемыми местами общего пользования. Это ядро квартиры, где человек проводит больше времени. О потолке мы уже говорили. Второе — полы. Сохранить старый паркет не представилось возможным, перекошенные балки находились в плачевном состоянии. При разработке системы отопления было решено встроить конвекторы в полы, чтобы не портить общую картину современными радиаторами. Покрытие пола заменили паркетом из традиционного для этих домов золотистого дуба. Чтобы гостиная была ещё более светлой и прозрачной, для коридора мы выбрали тёмный плотный цвет.

— В интерьере гармонично сочетаются антикварные вещи с предметами современного стиля. В чём секрет этого единства?

— Эта квартира сама по себе — своего рода антиквариат. Сохранив потолок, восстановив на новой столярке рисунок старых переплётов, применив уместные в данном интерьере материалы, мы словно работали в созвучии со временем постройки дома. Однако жизнь не стоит на месте, и в интерьере начинают присутствовать новые предметы: современная кухня, конвекторы, мебель. Подобная эклектика присуща хозяйке, отражает её стиль жизни. Мы лишь помогли ей осуществить желаемое.

— Как проявила себя при работе над объектом заказчица?

— Заказчица активно участвовала в создании интерьера квартиры. Она сама выбрала красные обои для помещения перед ванной, светильники для спальни и кухни привезла из Швеции. Особого внимания заслуживает скромного размера, но замечательного дизайна красная люстра в гостевом туалете. Эта пятирожковая малютка ручной работы выдута из цельного куска муранского стекла, что само по себе экстраординарно. В целом пожелания хозяйки и наше видение в значительной степени совпали, и это был счастливый случай!

— Каковы общие особенности работы со старым фондом? Существуют ли некие правила подхода к нему?

— По-моему, старый фонд как-то добрей. Он устоявшийся, пропитан жизнью серии поколений, каждое из которых внесло что-то своё в эти стены как на духовном, так и на материальном уровнях. Работать с ним гораздо интересней. Но применять ту или иную планировочную структуру, внедрять те или иные элементы дизайна нужно крайне аккуратно, с большим уважением к тому, что уже есть. Современные конструктивные методики, технологии и материалы позволяют как угодно изменять пространство. Но всякий раз следует задаваться вопросом: а нужно ли это делать? Порой достаточно небольшого вмешательства, чтобы квартира открылась с неожиданной стороны. Неразрешимых задач не бывает. Тем или иным архитектурным, дизайнерским либо конструктивным ходом можно подчеркнуть достоинства или полностью сгладить недостатки.

— Часто в качестве аргумента в пользу той или иной планировки или внутреннего убранства фигурирует фраза «я так вижу». Как вы относитесь к подобным доводам?

— За подобной фразой почти всегда скрыто отсутствие элементарных знаний. Как правило, всё, что делается, имеет совершенно определённые и ясные предпосылки. Например, для расширения пространства выполняются те или иные действия, для его сужения — другие. Останавливаясь на тех или иных цвете, фактуре, мы включаем тот или иной уровень восприятия. Эти процессы подчинены чётким законам, описанным в профессиональной литературе. Знающий их человек имеет практически безграничный диапазон возможностей. Поэтому вместо «я так вижу» я говорю: «Я так знаю».

Оставить комментарий

Войти с помощью: