В этой подборке мы объединили несколько неожиданных архитектурных решений, которые, на наш взгляд, удивляют не меньше, чем Семь чудес света. Не все они одинаково широко известны, но все входят в число самых посещаемых платных достопримечательностей мира.

 

Деревня-матрёшка

«Действующая» бутафорская модель деревни Bourton-on-the-Water в английском графстве Глостершир в точности воспроизводит в масштабе 1:9 не только дома и другие постройки, но и настоящие живые деревья, и реку. И всё это строго соответствует исторической достоверности. Есть там и «копия копии» в нужном месте и масштабе, только без реки и зелёных насаждений; а в ней — ещё два уровня миниатюризации по правилам рекурсии.

Мини-деревню открыли в 1937 году. Автор идеи, хозяин местной гостиницы, потратил несколько лет на её воплощение. Нынешние владельцы регулярно обновляют экспозицию соответственно времени года.

 

Образец геометрической строгости

Швейцарский профессор Герман фон Майер исследовал структуру головки бедренной кости и установил, что она не ломается под тяжестью тела благодаря сети миниатюрных косточек со строгой геометрической структурой, перераспределяющих нагрузку. Этот принцип инженеры заложили в основу конструкции знаменитой Эйфелевой башни, выстроенной для Всемирной выставки 1889 года как временное сооружение.

Проект вызвал неприятие и протесты. Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, архитектор парижской оперы Шарль Гарнье и многие другие деятели культуры возражали против уродования Парижа такой «чудовищной конструкцией». От демонтажа будущий символ Парижа спасло наступление эпохи радио и телеграфа. Впоследствии Мопассан любил ужинать в ресторане башни, оправдываясь тем, что лишь оттуда её не видно.

 

Всё выше и выше!

В 1920-е годы в Нью-Йорке строили много небоскрёбов. Возвести самое высокое здание в мире считалось делом чести. Один из претендентов на рекорд — высотка на Уолл-стрит, 40, незадолго до окончания работ вырвалась вперёд. Тогда конкуренты — архитекторы Крайслер-билдинг за полтора часа тайно соорудили внутри своего здания шпиль высотой 38 метров. Итоговые 319 метров позволили Крайслер-билдинг обогнать по высоте не только все небоскрёбы Нью-Йорка, но и Эйфелеву башню.

 
 

Предтеча Art Brut

Во Франции, в департаменте Дром, находится уникальный замок.

В 1858 году некий Фердинанд Шеваль с женой переехал в маленькую деревушку и стал работать почтальоном. Ему приходилось пешком преодолевать десятки километров, ночевать под открытым небом… Так у него родилась мечта о личном, прекрасном и необычном замке.

Тогда Фердинанд начал коллекционировать камни странной формы, а почту развозить тележкой, в которую складывал свои находки. За 20 лет почтальон собрал строительный материал и в 1888 году начал строительство. Он работал без выходных 33 года. Чудо, созданное им из проволоки, цемента и камней, собрало в себе все стили и направления. Внутри дворца даже есть мечеть и храм.

Последние годы жизни почтальона были счастливыми: шедевр притягивал туристов со всего мира. А в 1969 году дворец почтальона официально признали историческим памятником Франции. Самого же Фердинанда Шеваля окрестили предтечей Ар брют — грубого искусства.

 

Разборной чудо-мост

Этот мост, собранный полностью из бамбука, соединяет остров Ко-Пен и город Кампонг-Чам. Он выдерживает не только пешеходов, но и велосипеды, мопеды и даже автомобили! Каждый год перед сезоном дождей 300-метровую конструкцию из 50 тысяч бамбуковых палок разбирают и хранят до следующего года, а потом восстанавливают. За всю историю моста его не перестраивали лишь несколько раз — во время гражданской войны в Камбодже.

Неизвестно, как долго продлится эта удивительная традиция. Недавно поблизости открылся стационарный современный бетонный мост протяжённостью около 800 метров.

 

Великая и… бесполезная

Считается, что это единственный рукотворный объект, видимый из космоса. Это неправда — египетские пирамиды и те заметнее. Но главный парадокс Великой Китайской стены в том, что, задуманная как оборонительное сооружение, она не защищала своих создателей.

Сами китайцы не понимают всеобщего интереса к этому «долгострою». Стену начали возводить для защиты от набегов кочевников, и строительство пережило не одну династию императоров. Стройка продвигалась крайне тяжёло; голод, болезни, непосильный труд убивали десятки тысяч рабочих. На многих участках стену обновляли неоднократно по причине разрушений из-за некачественных материалов. Парадокс в том, что всё это совершенно не окупалось и не оправдывало затрат. Как только строительство возобновлялось в одном месте, враги нападали в другом, проникая в бреши между укреплениями или подкупая охрану.

Сегодня участки стены, расположенные вдалеке от туристических зон, продолжают разрушаться. Часть их уничтожают сознательно там, где они мешают прокладке шоссе и железных дорог.

 

Забытое открытие

Математик и физик Роджер Пенроуз экспериментировал с набором из 5 плиток различной формы в поисках узоров со специальными геометрическими свойствами. В 1973 году он придумал уникальную мозаику из многоугольных плиток двух форм, которыми можно замостить без пробелов бесконечную плоскость. Получился «ритмический» орнамент, обладающий трансляционной симметрией. И тогда выяснилось, что на пяти элементах Пенроуза основаны все геометрические узоры средневековых арабских орнаментов. Кто мог подумать, что спустя столетия их назовут решётками Пенроуза и найдут в структуре квазикристаллов!

Образцом почти идеальной квазикристаллической структуры считают святилище имама Дарб-и в иранском городе Исфахане, датируемое 1453 годом. Вопрос, как средневековые арабы могли додуматься до структур, которые известны нам менее трёх десятилетий, остаётся без ответа.

Марк Стахурский

Оставить комментарий

Войти с помощью: